Регулятор предложил RAB-тарифы, исключающие инвестиции в сети — эксперт

По итогам общественных слушаний НКРЭКУ не услышал позицию представителей компаний, деятельность которых регулирует, и зафиксировал неприемлемые для них условия внедрения RAB-тарифа.

За восемь лет, в течение которых обсуждается реформа тарифообразования для облэнерго, не была предложена ни одна достойная методология, которая бы привела инвестиции в отрасль. Об этом после вчерашних общественных слушаний в НКРЭКУ заявил на своей странице в Facebook энергоэксперт, экс-замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех.

«Вчера на общественных слушаниях НКРЭКУ предложила новое видение методологии внедрения стимулирующего регулирования. Речь шла о разделении баз активов и 3% доходности на старую базу на 16% на новую. Это — уже третий подход к этой реформе от регулятора. Но, к сожалению, он все еще далек от успешной европейской практикой. Основная проблема различных баз активов и ставок — ОСР не сможет в полном объеме и в необходимые сроки выполнить требования по сокращению SAIDI и технологических потерь. Сначала регулятор рассчитывал на ставку на «старую» базу в 1%. Этот подход получил сокрушительную критику от экспертов отрасли его впопыхах заменили на 3% и достижения SAIDI 13 лет», — написал он.

По оценкам эксперта, потребность в инвестициях в модернизацию распределительных электросетей в Украине до 2030 года – это сумма порядка 12,5 млрд долл.

«Любой экономический эксперт скажет, что привлечь такие средства при таких условиях — невозможно. Компания получит отрицательный денежный поток около трети оборота. При таких условиях рассчитывать на кредитование — наивность. Инвестиций в отрасль — не будет», — подчеркнул Чех.

Эксперт полагает, что привлечь инвестиции в отрасль можно будет только при внедрении стимулирующего регулирования по европейской методологии — с начислением ставки доходности на уровне WACC в единую базу активов.

«Такая методология используется во всей Европе и позволяет привлекать средства на конкурентном инвестиционном рынке, обновлять электросети и выполнять требования регулятора для повышения показателей качества электроснабжения. Все представители облэнерго, принимавших участие в общественных обсуждениях, единогласно говорили, что 3% на старую базу — совершенно недостаточно для обновления сетей», — подчеркнул он.

Эксперт также сообщил, что представители государственных облэнерго, в которые ФГМУ планировал привлечь инвесторов в рамках «большой» приватизации, также предлагали подход со значительно более высокой ставкой на «старую» базу, чем предложение регулятора. По его словам, представители Хмельницкийобленерго заявили, что для реализации плана обновления сетей и сокращения уровня SAIDI ставка доходности на старую базу должна быть не менее 9%, а представитель Черкассыобленерго назвал показатель в  12,5%. Государственные Харьковобленерго і Запорожьеобленерго предложили госрегулятору  ставку доходности  в 15%.

По словам Чеха, госрегулятор не услышал позицию экспертов и представителей компаний, деятельность которых регулирует.  И в итоге зафиксировал в протоколе заседания неприемлемые для них условия внедрения RAB-тарифа.

Энергоэксперт также добавил, что экспертный совет при Министерстве энергетики уже неоднократно предоставлял регулятору расчеты, аргументы, почему методология с разделением баз активов — провальный вариант. А внедрение европейской модели — лучшее решение для украинского рынка.

Источник