Конфликт Украины и КНР. Что происходит с Мотор Сич

Украинские и американские власти пытаются вытеснить китайских инвесторов из стратегического предприятия.

Украина и США вводят санкции против китайских компаний, которые хотят получить контрольный пакет акций Мотор Сичи, одного из крупнейших мировых производителей и ремонта двигателей для авиационной техники гражданского и военного назначения.

Накануне Служба безопасности Украины сорвала встречу акционеров Мотор Сичи, инициированной китайскими инвесторами. Украинские власти не нашли «никаких признаков законной деятельности» в собрании. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Никаких признаков законности

31 января в Запорожье сотрудники СБУ пришли на внеочередное общее собрание Мотор Сичи, инициированное китайскими инвесторами и украинским бизнесменом Александром Ярославским.

«Правоохранители фиксируют возможные противоправные действия представителей компаний DCH и Skyrizon Aircraft Holdings Limited, связанные с установлением контроля над акционерным обществом Мотор Сич», — говорится в сообщении СБУ.

Следственные действия продолжаются, в рамках уголовного производства сотрудники СБУ документируют факты «подготовки к уничтожению производственных мощностей акционерного общества, которое имеет важное оборонное и народнохозяйственное значение», отмечается в сообщении ведомства.

Позже президент Владимир Зеленский заявил, что выступает категорически против того, чтобы контрольный пакет акций Мотор Сичи купил Китай или какая-нибудь другая страна.

«Никогда. Не при мне. Я здесь не на всю жизнь, но при моем президентстве точно нет», — заявил он в интервью программе Axios на американском телеканале HBO.

При этом Зеленский отметил, что не считает Пекин серьезной геополитической угрозой.

«Мы знаем, что в Украине есть инвесторы из США, но в то же время у нас есть инвесторы из Китая. Я считаю, что независимо от нации, национальности, если люди, бизнес, конкретная страна относятся к вам с уважением, уважая ваш народ и границы, то они могут присутствовать в вашей стране», — отметил он.

29 января Зеленский подписал указ о введении санкций против китайских инвесторов, которые добиваются официального оформления покупки акций Мотор Сичи. В августе 2019 года китайские компании Skyrizon и Xinwei Group приобрели более 50 процентов одного из ключевых предприятий этой корпорации.

Как заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, ситуация, которая происходит вокруг Мотор Сичи, не имеет никакого отношения к инвестиционному климату в Украине в целом.

«Мотор Сич — это настолько уникальный кейс, и с дипломатической точки зрения — очень интересный… И бизнес понимает, что это совершенно отдельный случай, требующий филигранного, с хирургической точностью, решения для того, чтобы сбалансировать все интересы, но главное — чтобы сохранить Мотор Сич как экономически эффективное и привлекательное украинское предприятие, которое обеспечивает работой десятки тысяч людей», — сказал министр.

Правительство выступает за то, чтобы стратегические украинские предприятия оставались в Украине, говорил вице-премьер-министр — министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский в августе прошлого года.

Мотор Сич является одним из крупнейших производителей авиадвигателей и промышленных газотурбинных установок. Компания поставляет продукцию более чем в 100 государств.

С 1988 года директором Мотор Сичи был Вячеслав Богуслаев. В 1994 году предприятие приватизировали и он получил контрольный пакет акций. Позже он стал известен уже и как депутат Верховной Рады от Партии регионов.

После начала войны в Донбассе прибыли компании сократились из-за потери российского рынка. Если в 2013 году выручка Мотор Сичи составила около 1,1 миллиарда долларов, то в 2018 году — около 450 миллионов долларов.

Таким образом, компания, по словам ее руководителя, оказалась в трудном положении и в это время Китай начал демонстрировать повышенный интерес к Мотор Сичи. В 2016 году в СМИ появилась информация о продаже акций предприятия китайским компаниям. 

По данным американского издания Washington Post, в 2018 году именно на китайских клиентов приходилось около 35 процентов годовой выручки Мотор Сичи.

С апреля 2018 акции компании находятся под арестом по ходатайству следователя СБУ с целью сохранения вещественных доказательств в нарушенном в июле 2017 уголовном производстве, напоминает агентство Интерфакс-Украина.

Китайские инвесторы и группа DCH Ярославского подали уже четыре объявления в Антимонопольный комитет о покупке доли в компании, последний раз — в декабре прошлого года, однако пока безрезультатно.

В связи с этим китайские инвесторы сообщили Украины о подаче иска в международный арбитраж 5 декабря 2020 на 3,5 миллиарда, заявив о нарушении их прав.

Введенные Украиной санкции в 2021 году предусматривают блокировку активов, сокращение торговых операций, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины и другие ограничения.

В санкционный список включены гражданин Китая Ван Цзин и связанные с ним компании Beijing Xinwei Technology Group Co Ltd; Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd; Skyrizon Aircraft Holdings Limited и Hong Kong Skyrizon Holdings Limited.

Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку не зафиксировала никаких признаков законной деятельности по созыву и намерению проведения общего собрания акционерного общества Мотор Сич.

«Составлен соответствующий протокол нарушений. Начат процесс правоприменения против участников рынка», — говорится в сообщении НКЦБФР от 1 февраля.

Кроме того, комиссия открыла дело в отношении депозитарного учреждения Dragon Capital, на счетах которого в ценных бумагах размещены акции Мотор Сичи. Дело открыто за нарушение требований Положения о проведении депозитарной деятельности.

Dragon Capital — одна из крупнейших групп компаний в Украине, которая работает в сфере прямых инвестиций и финансовых услуг, предоставляя полный спектр инвестиционно-банковских и брокерских услуг для корпоративных и частных клиентов. 

Компания, по данным НКЦБФР, нарушила нормы в части осуществления информационного и организационного обеспечения проведения неправомерного общего собрания Мотор Сичи, которое было запланировано на 31 января.

«А также за нарушение требований статьи 35 Закона Украины Об акционерных обществах о порядке информирования акционеров о проведении общего собрания акционеров указанной компании», — отметили в НКЦБФР.

Министерство иностранных дел Китая, в свою очередь, 1 февраля выступило «категорически против» применения односторонних санкций в отношении китайских предприятий.

«Надеемся, что украинская сторона в соответствии с юридическими нормами обеспечит защиту законных прав компаний и инвесторов КНР», — заявил спикер китайского внещнеполитического ведомства Ван Вэньбинь.

В Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co, с которой украинские власти ведут переговоры с 2017 года, заявили, что Киев исключил «любую возможность примирения между двумя сторонами».

«Skyrizon, как акционер компании Мотор Сич, будет незаконно лишена своих законных прав, обязанностей и обязательств, также компания будет вынуждена прервать общепринятые деловые отношения с Мотор Сичью, что повлечет за собой огромные необратимые убытки», — прокомментировали в компании.

Против сделки также выступает Вашингтон. В январе 2021 года министерство торговли США ввело санкции против компании Beijing Skyrizon, заявив, что китайская компания представляет угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов.

Речь идет о стратегической конкуренции с Пекином. Заключение соглашения по Мотор Сичи позволит Китаю получить доступ к важным военным технологиям, считают в Белом доме.

Интерес США к соглашению по Мотор Сичи настолько велик, что в АМКУ в 2019 году предположили, что в будущем под американскими санкциями могут оказаться все предприятия Укроборонпрома и банки, которые его финансируют. 

С Китаем Украина в военной сфере работала многие годы — Пекин остается одним из главных покупателей украинского оружия.

В 2018 году американские эксперты призвали власти США наказать Украину за продажу вооружения Китаю. Тогда речь шла о реактивных двигателях Мотор Сичи для китайских боевых самолетов JL-10. В КНР высоко оценивают украинские двигатели.

Кроме авиадвигателей, Киев поставляет Пекину дизельные двигатели для танков, а также газовые турбины для эскадронних миноносцев.

В 2009 году Китай купил два украинских малых десантных корабля на воздушной подушке класса Зубр. Еще два таких корабля будут построены на территории Китая под наблюдением украинских специалистов. Подробно об этом в материале Удар в спину США.

По данным главного англоязычного издания КНР Global Times, в Китае эксплуатируется более 1,2 тысячи двигателей 13 различных типов, изготовленных на Мотор Сичи.

Между тем в последнее время Украина все больше отказывается от сотрудничества с КНР в чувствительных для Вашингтона сферах. В конце прошлого года власти решили демонтировать все оборудование китайской компании Huawei, установленное в здании МИД и других правительственных учреждениях.

В Госдепе также тогда напомнили, что ранее украинские власти отказались от сотрудничества с Huawei в проекте создания «умного города», отдав предпочтение американской компании Cisco. 

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Источник