Как прекратить налоговый спарринг властей и народа
С каждой заработанной гривны украинцы должны отдавать государству свыше 40 копеек.
Олег Мандзюк, кандидат юридических наук, руководитель Института исследований экономических систем.
Взаимоотношения властей и налогоплательщиков очень часто напоминают ожесточенное сражение на ринге. Но только бизнес и обычные граждане все чаще выступают в роли проигравших, а налоговики наносят болезненные удары, загоняя социум и экономику в угол.
Понятно, что от ударов приходится уклоняться разными способами, скрывая доходы и всячески избегая уплаты налогов.
К сожалению, высокие ставки, проверки, штрафы – это реалии украинской налоговой системы, которая заставляет всех нас выживать в этой неравной борьбе. Но не пришла ли пора что-то менять, если мы хотим построить действительно процветающую и прозрачную экономику? К тому же, в мире уже проведена масса успешных налоговых реформ, поэтому велосипед Украине изобретать не нужно.
Принцип Вагнера
Известный немецкий экономист Адольф Вагнер еще больше 100 лет назад четко сформулировал главный принцип налогообложения: обоснованная налоговая нагрузка и минимальные затраты на взимание налогов. И многие цивилизованные страны взяли за основу именно такой подход при построении своих налоговых систем. Результат налицо: Китай, Сингапур, Ирландия, Дания, Норвегия, Швейцария, Латвия и многие другие государства – это пример того, как можно прекратить противостояние между плательщиками и налоговыми структурами, сделать уплату налогов комфортной и посильной.
Да, за последние два года Кабинет министров и Верховная Рада неоднократно пытались перестроить налоговую систему Украины. Но что мы получили в итоге? Возможно, уменьшилось количество схем уклонения от налогов? Или работодатели перестали платить зарплату в «конвертах»? А крупный бизнес потерял интерес к оффшорам и прекратил выводить туда свои доходы?
К сожалению, реальность такова, что с каждой заработанной гривны граждане должны отдавать государству свыше 40 копеек. А бизнес с каждой полученной гривны дохода обязан уплатить в бюджет 52 копейки. И по степени налоговой нагрузки Украина находится где-то на одном уровне с такими странами как Эфиопия, Эквадор, Буркина-Фасо, Алжир, Гамбия. Однако разве они являются для нас ориентиром?
Впрочем, шанс примирить фискальные органы и налогоплательщиков еще не утрачен. И справедливости ради нужно отметить позитивные сдвиги в стенах ГФС, явное желание что-то менять. Например, все больше заметна работа внутренней безопасности, которая регулярно рапортует о раскрытии фактов взяточничества и задержании коррупционеров. Кроме того, отдельно хочется отметить деятельность офиса по работе с крупными налогоплательщиками, который приносит бюджету свыше половины всех налоговых поступлений. Это говорит о том, что реструктуризация фискальной службы, ее очищение действительно происходят. Хотя мы находимся лишь в начале пути, и сделать предстоит еще очень многое.
Все дело в простоте
Однако чтобы бой на ринге не закончился фатальным поражением общества, реформаторам нужно задать себе несколько очень важных вопросов.
Во-первых, какова справедливая ставка налога на доходы физлиц и отчисления с их зарплат? Например, для того, чтобы добиться успехов в борьбе с «конвертами», которых достигла в свое время Грузия, налогообложение зарплат в Украине должно сократиться как минимум в 1,5, а то и 2 раза.
Во-вторых, как стимулировать бизнес работать здесь, и свои доходы оставлять тоже в нашей стране, а не выводить за рубеж? Китай, к примеру, в мае этого года отменил налог на прибыль полностью. Возможно, и нам следует присмотреться к опыту китайцев? Как минимум, ликвидировать уплату этого налога авансом. Ведь тогда получается, что его обязаны платить все – и прибыльные, и убыточные предприятия.
В-третьих, как поступить с налогами для малого бизнеса, а также для сельхозпредприятий? Мы отчетливо понимаем, что мелкие предприниматели делают колоссальный вклад в украинскую экономику, даже сегодня, когда она находится в бедственном положении. А АПК – это 30% экспорта и огромные возможности для завоевания мирового рынка. Да и разве мы не хотим видеть на прилавках магазинов качественные, и, то же время, дешевые продукты? Но без налоговых льгот для аграриев снижения цен и роста экспорта добиться вряд ли удастся.
Кроме того, очень важно, чтобы процесс уплаты налогов был предельно понятным даже для непросвещенных граждан. Без заполнения бесчисленных деклараций и простаивания в очередях лишь для того, чтобы нарваться на грубость от налогового инспектора и на штраф.
Хорошим примером для нас может стать Эстония. Налоговая система этой страны считается одной из самых эффективных и удобных в мире. Почему? Ответ прост. Ни один эстонец даже понятия не имеет, как выглядит здание налоговой службы и ее сотрудники. Все налоги граждане Эстонии платят онлайн, не выходя из дома или офиса. В итоге, государство тратит на обслуживание плательщиков сущие копейки, а проблемы коррупции попросту не существует.
Так почему бы нам не инвестировать в создание «электронного правительства», в такую же современную систему, которая вместе со справедливыми ставками налогов будет работать на благо экономики, а не против нее?
А до этого момента не стоит удивляться, что налогоплательщики не торопятся поддерживать государство «рублем» и вкладывать свои личные деньги в процветание страны. Причем, это отнюдь не потому, что у нас плохой бизнес или несознательное население. Дело в том, что все налоги в Украине собираются по плану, чего нет ни в одной развитой стране. А если план не выполняется — фискальная служба начинает применять санкции, которые вызывают в обществе возмущение.
Начать с «нуля»
Идеологией налоговой реформы в Украине должен стать пересмотр подходов и принципов сбора налогов. Нам необходима система без репрессий и давления на плательщиков, а также превращение Государственной фискальной службы в сервисный орган. Иными словами, ключевая цель – добиться, чтобы уплата любого налога была такой же простой и быстрой, как покупка хлеба или молока в супермаркете.
Кроме того, необходимо, чтобы реформа затронула и налоговую милицию. Но очень странно в этой связи слышать призывы к ликвидации. Ломать – не строить. Уничтожить что-либо просто, а вот создать, вырастить – это колоссальные усилия. Поэтому вместо бездумного разрушения силового блока фискальной службы, нужно на фундаменте налоговой милиции построить эффективную Службу финансовых расследований, взяв за основу мировую практику и оставив в ней все лучшее, что мы имеем сегодня. Прежде всего, это кадры, опытный профессиональный состав, информационные ресурсы и базы данных. Только так мы сможем отделить сервисную функцию от правоохранительной, и создать сильную аналитическую декриминализованную структуру.
Но для того, чтобы все эти революционные изменения произошли, налоговый спарринг, который длится годами, нужно прекратить. Уже сегодня. И он должен завершиться ничьей. А его участникам придется поднять руки вверх в знак примирения, без чего им попросту не удастся завоевать доверие друг друга и начать все с «нуля».